?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
История про ТМ-1-14. Или оживление этого блога.
Аскольд
shtillshtill
Долгое время мне было скучно возится с ЖЖ. Да и времени не было. Но тут подумал, что пора бы и сюда начать писать снова.

Материал, который будет ниже, я уже публиковал у себя в фейсбуке и во вконтактике. Так почему бы и не закинуть и сюда? Так вот вам ситория самых больших пушек Владивостока:

Сейчас для большинства жителей Владивостока и края самыми большими артиллерийскими орудиями, которые стояли у нас, является Ворошиловская батарея с двумя её башнями на три 305-мм орудия каждая. Но если посмотреть весь перечень того, что защищало Владивосток в советское время, то в нём окажется железнодорожная батарея N6 на вооружении которой стояли три 356мм орудия. История этих пушек тянется ещё с царских времён России с проекта строительства линейных крейсеров типа «Измаил».
После отгремевшей Русско-Японской войны в Морском министерстве Российской Империи был пересмотрен подход к развитию флота. Помимо этого незадолго до начала Первой Мировой войны на просторах океанов начали появляться корабли с артиллерией весьма крупного калибра: 343мм, 356мм, 381мм. К декабрю 1912 года в Петербурге на двух заводах были заложены первые корабли серии. Всего планировалось построить четыре линейных крейсера типа «Измаил», вооружённых двенадцатью 356мм орудиями каждый. К сожалению не один из них достроен не был. Но зато 14дм орудия, разработанные для этого проекта, в дальнейшем использовались в береговой обороне на Дальнем востоке и под Ленинградом.
Впервые идея поставить эти орудия на железнодорожные установки возникла в 1927 году, но тогда из Главного артиллерийского управления пришёл ответ, что решение по данному проекту не вынесено. Получилось это из-за показавшейся излишней смелости подобного решения. И не совсем было понятно, какие задачи может решать подобная артсистема.

ТМ-1-14 во время испытаний на полигоне под Ленинградом. Из архива музея КТОФ.


Тем не менее спустя буквально несколько лет, в 1931 году, была закончена разработка проекта установки «четырнадцитидюймовок» (произведённых до революции в Англии на заводе Виккерс) на жд платформы. Первый транспортёр будущей 6й батареи был собран в мае 1932 года. В том же году транспортёр был испытан на полигоне под Ленинградом. При этом перед переброской на место испытания пришлось проверить надёжность единственного на пути моста, который должен был пересечь транспортёр весом почти в 400 тонн.
В этом же году во Владивостоке и поблизости от него развернулось активное железнодорожное строительство для железнодорожных батарей, которые должны были вскоре прийти сюда для усиления береговой обороны. Строились новые жд ветки. Для батарей калибром 305мм и 356мм было построено четыре стационарные позиции с бетонными основаниями: одна позиция для 356мм батареи N6, одна позиция для 305мм батареи N7 на полуострове Эгершельд, две для такой же батареи N8 под Дунаем и Подъяпольском. В долине Первой речки оборудовали базу для жд артиллерии.
В начале 1933 года начали подготовку к переброске 356мм железнодорожной батареи во Владивосток. Габариты транспортёров, а также их вес, вызывал некоторые сомнения в успехе операции. Пробный перегон батареи был произведён по маршруту Лебяжье – Псков – Лебяжье, которые прошёл без происшествий. Помимо этого транспортёрам периодически приходилось делать рейсы с испытательного полигона на Ленинградский металлически завод. Эти перегоны также были использованы для испытания путей и понимания, как установки могут повлиять на пути. Во время испытаний на некоторых участках скорость поднималась до 59 км/ч. Также был имитирован сход транспортёра с путей для отработки подобной ситуации при перегоне.

ТМ-1-14 во время испытаний на полигоне под Ленинградом. Из архива музея КТОФ.


Летом того же года комиссия Штаба РККА сделал выводы о том, что батарея может быть переброшена на Дальний Восток. Подготовка к этому была начата в июле. Вариант движения через Москву был отвергнут из-за оживлённости на этом пути. Помимо этого оказалось, что более короткий путь через Череповец и Вологду. Затем батарея должна была пройти через Вятку, Пермь, Омск, Красноярск, Иркутск, Читу и Хабаровск. Финальной точкой пути должна была стать станция Первая речка, на которой находилась база жд артиллерии.
После всей подготовки 3 ноября в 12.30 первый транспортёр в составе железнодорожного эшелона вышел в путь. Через сутки на маршрут выдвинулись второй и третий транспортёры. Состав каждого эшелона составлял 22 единицы: транспортёр, вагоны с необходимым ему оборудованием, вагон-штаб, вагон-клуб, вагоны для личного состава, продовольствия и тд. В сутки удавалось проходить не более 350 км, а скорость не превышала 25 км\ч.

ТМ-1-14 во время испытаний на полигоне под Ленинградом. Из архива музея КТОФ.


Разрыв в сутки между движением эшелонов был необходим для осмотра путей после прохождения первого и обеспечения безопасности в случае повреждения путей. На участке Череповец – Вятка был обнаружен лопнувший рельс и трещину в одной из балок моста через реку Унша. Из-за возникавших на пути проблем расстояние, пройденное за сутки, падало до 200 км. В Забайкалье вообще пришлось перейти на встречные пути из-за их лучшего состояния. Неоднократно приходилось делать остановки для укрепления путей.
Спустя полтора месяца батарея прибыла во Владивосток на базу жд артиллерии. В дальнейшем, после строительства тоннеля им. Сталина, была переброшена на место своей стационарной позиции, именовавшейся станция «Площадка» (Здесь мной в тексте увы допущена ошибка из-за нехватки точной информации. На позицию как оказалось батарея зашла в 1933 году по ветке вдоль Золотого Рога. Об этой оплошности мне указали в комментариях), которая находилась на территории, которую сейчас занимает ТЭЦ-2.

ТМ-1-14 во время испытаний на полигоне под Ленинградом. Из архива музея КТОФ.


Стационарная позиция давала возможность вращаться установке на 360' и вести огонь в любом направлении. На позиции размещались три бетонных основания для каждой установки, на которую она устанавливалась с убранными колёсными тележками. При этом основания были унифицированы для разных систем, что позволяло использовать одни и те же позиции для всех типов железнодорожных артиллерийских установок калибром 305мм и 356мм. Что давало возможность при необходимости перебрасывать батареи с одной позиции на другую.

ТМ-1-14 во время испытаний на полигоне под Ленинградом. Из архива музея КТОФ.


Командный пост батареи был размещён в бетонном массиве крепостной батареи 55 высоты, расположенной у бухты Тихой. При этом фронтальная часть погреба боезапаса была раскопана и к нему пристроили дополнительное помещение с противооткольной защитой покрытия. Для управления огнём приспособили рубку дальномера батареи. Под запасной же командный пункт использовали недостроенную 305мм башенную батарею N308, которая находилась неподалеку от батареи 55 высоты. А ближе к урезу берега был сооружён туманный пост батареи.
За период службы батарея активно проводила учебные стрельбы. При этом отрабатывались как самостоятельные действия, так и во взаимодействии с другими войсковыми соединениями. Так в феврале 1942 года третий транспортер отработал учебно-боевую задачу по поддержке войск. По легенде учений, войска оборонялись от противника, атакующего со стороны долины р. Суйфун. Подходящая железнодорожная ветка, отходящая в восточном направлении перпендикулярно основной Транссибирской магистрали, имелась в районе станции Кипарисово. Отсюда и была произведена стрельба. Хотя огневая позиция находилась на расстоянии 4 км от Кипарисово, на станции было разбито 222 оконных стекла. В октябре 1943 г. была проведена аналогичная стрельба с одного из путей разъезда «1945-й километр», причем корректировку стрельбы осуществляли с самолета. Помимо этого один из транспортёров батареи проводил учебные стрельбы с позиции «Эгершельд», что привело к ущербу для находившихся рядом с позицией домов – было выбито много стёкол.

ТМ-1-14 во время испытаний на полигоне под Ленинградом. Из архива музея КТОФ.


Вся переброшенная во Владивосток в начале 30х годов жд артиллерия позволила быстро усилить оборону главной базы Тихоокеанского флота. Большая часть батарей прослужили до начала 1960х годов, когда были расформированы, а матчасть разделана на металлолом. Из всех 305мм и 356мм батарей 6я была переброшена первой на Дальний восток. И именно с её позиции в 1959м году последний раз велся огонь железнодорожных орудий.

Установка ТМ-1-14 на огневой позиции. Из собрания Ю.М. Зайцева: